Волков Е. Н., канд. философ. наук, доцент кафедры
общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского
Полный текст см. здесь
Ограничусь парой цитат.
Основные выводы и логические схемы всех экспертиз и аналитических материалов, критически оценивающих сайентологию, можно свести к следующему:
Ненаучность и антинаучность сайентологии, несмотря на все претензии на “абсолютную научность”.
Тоталитарный характер доктрины и организации.
Ложь, обман, дезинформация как обычные и приемлемые средства для внутреннего и внешнего употребления.
Психологическое и духовное манипулирование и насилие.
Мошенническое использование групповой и индивидуальной социально-психологической динамики для формирования иллюзорной реальности, удобной для установления зависимости и эксплуатации адептов.
Агрессивное противостояние обществу и государству при циничном использовании демократических инструментов и возможностей для достижения своих целей.
Масштабное и агрессивное сутяжничество.
“Цель оправдывает средства” как руководящий принцип организации и деятельности.
Незаконная медицинская и психологическая (психотерапевтическая) деятельность.
Явное преобладание коммерческих интересов над претензиями считаться религией.
Модернизированный под наукоподобность оккультизм.
Фантастический и фанатичный мессианизм.
Организация и осуществление криминальных акций (шантаж, подкуп, ложные обвинения, незаконные проникновения, кражи документов и т.п.) как против отдельных лиц и фирм, так и против государственных органов и учреждений.
Итак, выделим основные аспекты, по которым сайентология может рассматриваться как деструктивная в социальном и психологическом отношении группа и система деятельности:
Противостояние на глубоком психологическом и доктринальном уровне основному обществу и его общепризнанным ценностям (несмотря на постоянные заявления об обратном).
Своеобразный фантастический расизм: отнесение групп и организаций, не устраивающих сайентологов, к “агентам враждебной инопланетной цивилизации”, а самое главное, к тем, к кому сайентология отказывается применять даже видимость правил и норм цивилизованного, гуманного отношения.
Глубинная психолингвистическая дезориентация личности: замена обширных словарных пластов сайентологическим “новоязом”, принципиально не соотнесенным и не связанным с общепринятой научной или бытовой лексикой.
“Замыкание” личности на данной группе, что приводит к крайней степени зависимости в самовосприятии, поведении и мировоззрении от установок и интересов этой группы. Как пишет Роберт Пенни (R. Penny), основным продуктом, продаваемым церковью сайентологии, является на самом деле всего лишь принадлежность к этой группе. В результате человек побуждается — и вынуждается — отказываться от самостоятельного и независимого отношения к окружающему миру, к реальности.
Практически тотальное замещение нормальной многогранной жизни личности “последовательным осуществлением технологии” при заведомо невыполнимых целях и недостижимых результатах.
Воинствующий антидемократизм. Резко отрицательное отношение Р. Хаббарда к демократии и любым формам демократического управления отчетливо выражено во многих его работах и руководящих письмах.
Инспирирование генерализованных фобий, т.е. внушение чувства враждебности и страха по отношению ко всем и ко всему, что хотя бы потенциально может не устраивать сайентологию и сайентологов.
Агрессивно-тоталитарное разрушение всех связей и отношений адептов, не удовлетворяющих сайентологическим “критериям”.
Нерегламентированное, неподконтрольное и непрофессиональное применение различных психотехник и их модификаций без обеспечения прав и безопасности клиентов.
Масштабное и интенсивное использование обмана, дезинформации, запугивания, других методов психологического насилия.
Психология и идеология элитарного мессианства, дающего “право” на любые действия против своих противников и критиков, против любых лиц, учреждений, частных и государственных организаций, которые могут восприниматься церковью сайентологии и ее руководителями в качестве своих противников. Другими словами, цель оправдывает средство как руководящий принцип.
Замещение всего многообразия способов и средств освоения человеком мира раз и навсегда данными упрощенными установками, раз и навсегда данными ответами, не обоснованными ничем, кроме болезненных фантазий Р. Хаббарда.