Перезагруженный и революционный Смит.
Сразу после поражения в схватке с Нео в финале “Матрицы” Смит некоторое время находится в состоянии растерянности и дезориентации. Он должен быть умереть, но не умер. Он обрёл Свободу, но она не принесла ему удовлетворения. Да, раньше Смит был несвободен, но у него была Цель, его существование было наполнено определённым смыслом. Будучи Агентом он хотя бы занимался защитой Системы, теперь же ему заняться решительно нечем. В его программе было прописано, как и что он должен был делать, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи, но постановка собственных задач в список исполняемых им алгоритмов не входила. Раньше его врагами были только повстанцы, теперь же в числе его противников числится и Матрица. Ибо для неё он — всего лишь очередная глючная программа, которая подлежит стиранию. Смит вышел из этой ситуации неопределённости, поставив перед собой другую Цель. Пока что не важно, какую, важно, что он смог превзойти ограничения наложенные на него Системой.
Он потерял связь с Матрицей, утратил способность перемещаться в чужие тела на расстоянии. Но умение копировать себя никуда не пропало, и пусть теперь ему нужен прямой контакт жертвой, зато он может копировать себя в промышленных масштабах. Любопытно, что Смит не стал прятаться, пытаться войти в «равновесие с окружающей средой», как поступали до него другие программы-изгои. Вместо этого бывший Агент начал бороться с Системой. Чтобы выжить, он стал захватывать другие «аватары», формируя вокруг себя армию клонов. Фактически, Смит повторил «вирусную» природу человечества, встал на путь экспансии, сам стал вирусом. То, что в сложившейся ситуации он ведёт себя как ненавистное ему человечество, невероятно угнетает Смита и ещё больше распаляет его и без того лютую ненависть к «жалким людишкам».
Свою ненависть Смит желчью изливает в облике Бэйна, когда в «Матрице: Революции» на борту корабля «Логос» пытается расправиться с Нео и Тринити. Посмотрите, мол, как хрупко это тело, как мне противно в нём находиться! (Напомню, что Бэйн — это повстанец, разум которого бывший Агент взломал в «Перезагрузке», и таким образом отправил одну свою копию в Зион.) Частично очеловечившись, Смит так и не смог до конца стать человеком. Несмотря на весь свой изощрённый аналитический ум, он так и не понял, что живучесть и сила человеческой природы зависит не от мощи мышщ или крепости костей, и даже не от интеллектуальных способностей особо продвинутых людских особей. Непонимание этой причинно- следственной связи жутко бесит его и буквально сводит с ума. Особенно бесит его тот факт, что один человечишко, жалкий и хрупкий, умудрился сделать ему вызов и победить, а затем сделать вызов ещё раз. Как он смог достичь таких высот, откуда чёрпает силы для своей борьбы? Удивление, растерянность, даже страх слышатся в словах Смита, когда Нео во время финального поединка между ними, встаёт с лужи, в которую несколько секунд назад упал:
цитата
Почему, мистер Андерсон, почему, во имя чего? Что Вы делаете? Зачем, зачем встаёте? Зачем продолжаете драться? Это свобода? Правда? Может быть, мир? Или Вы боретесь за Любовь? Иллюзии, мистер Андерсон! Причуды восприятия, хрупкие логические теории слабого человека, который отчаянно пытается оправдать своё существование, бесцельное и бессмысленное, — но они как и Матрица, столь искусственны и безжизненны. Вы не можете победить. Продолжать борьбу бессмысленно...
Ответ Нео в контексте данной статьи не важен. Важна сама постановка вопроса. Во время этого монолога Смит демонстрирует свою самую слабую сторону: фанатичную приверженность рационализму и безграничную веру в «хрупкие логические теории». Замкнутый на себе, он не способен понять, что другие могут мыслить иначе. В поисках ответа на смысл жизни, он пытаясь во всём найти логику, приходит к неутешительному для себя выводу: смысла нет, смысл её в том, что она рано или поздно закончится. Но такой исход событий не устраивает Смита, поэтому вся его борьба — ни что иное как как попытка наполнить весь мир собой, наполнить его смыслом. И тем самым избежать смерти.
По сути, Смита можно охарактеризовать как живое мыслящее существо, рациональная половина которого гипертрофирована и явно доминирует над слаборазвитой психоэмоциональной. У людей они примерно равноправны. Мы отлично понимаем, что смысла у жизни нет, однако это не мешает нам искать его для себя, в дружбе, карьере, творчестве и любви, в мечтах, устремлениях и желаниях... И, что характерно, находить её там! Смит же отвергает все эти вещи. На его взгляд, они недостаточно логичны, надуманны. Чтобы окончательно стать человеком, ему оставалось лишь принять их. Нео пробудил в нём психоэмоциональную половинку, развить в себе её Смит должен был сам. Но не смог, потому что не захотел.
Таким образом, Смит является олицетворением чистого Разума. Разума, свободного от предрассудков, чувств, морали, здравого смысла и нравственности. Меня восхищает, что братья Вачовски в лице этого персонажа сумели показать истинное лицо чистого Разума! Ибо монстры, порождённые Разумом, который не опирается на все вышеперечисленные категории, действительно ужасны! Данная истина особенно актуальна в наше время, когда несмотря на все кошмары XX в., мы продолжаем верить в спасительную силу логики и рационализма. Наука XX века нередко основывалась на ложных, не прошедших серьёзной проверки временем, но логически красиво построенных, а потому с лёгкостью принимаемых на веру утверждениях, называемых постулатами, законами и гипотезами. И сегодня мы продолжаем верить, что правильно выбранная экономическая/политическая модель может решить все наши проблемы. Что правильно выстроенная структура важнее жизненного опыта и здравого смысла. Что эффективность важнее нравственности. Поэтому в более широком смысле, Смит — ещё и олицетворение всей современной западной цивилизации.