Индусский след в мире Матрицы
Индийские программисты с индийскими именами, да ещё рассуждающие о карме, появились в Матрице неспроста. Если первая «Матрица» была круто замешана на буддизме, то в последних двух фильмам очень сильно влияние символики индуизма. Причём в «Революции» индуистские мотивы обрели наиболее чёткие очертания. Цифра «три» обдадает священным значением не только для христиан, но также и для индусов. В центре индуистского божественного пантеона находится Тримурти, которое трактуется как единое божество, обладающее тремя ипостасями. Любопытно, что у каждой ипостаси имеется чуть ли не с десяток воплощений-аватар, причём как мужского, так и женского пола. Знакомясь с жизнеописаниями этих самых автар и читая истории о том как они, влюбляются, сходятся, расходятся и мочат друг друга, начинаешь понимать, откуда у индийцов такая тяга к мыльным операм. Но Болливуд нас не интересует, у нас на повестке дня — Матрица.
Тримурти состоит из трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма считается создателем мира, Вишну — хранителем мира, а Шива — его разрушителем и восстановителем. В Трилогии Матрицы имеются конкретные воплощения Тримурти.
Брахма — бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Он создал мир, но не правит им. Находясь за пределами сферы чувственного в состоянии глубокой медитации, он характеризуется непривязанностью, объективностью, отсутствием желаний, эмоций и пристрастности. Идентификация Брахмы в Матрице не представляет большой сложности — это Архитектор. Для него она не более чем красивая математическая модель, глобальное уравнение, которое должно быть сбаллансированным. Первые две версии Матрицы и были такими — идеальными, гармоничными, с точки зрения языка программирования. Но в этой гармонии у людей не было возможности развиваться, и поэтому люди отвергли её.
Эту возможность им дала Пифия, привнеся в неё возможность Выбора. Вместе с ней в Матрицу пришли страдания, хаос и разрушения. В общем, все те прелести, которые мы имеем в нашем мире. С одной стороны кажется, что это довольно жестокий шаг, но наверняка многие из нас замечали, что именно страдания — залог нашего развития. Когда мы мучаемся, значит нас что-то не устраивает, и мы стремимся что-то изменить в себе или в окружающем нас мире. Если нам это удаётся — мы поднимаемся а одну ступеньку выше в своём развитии. Подобную функцию в индуизме выполняет Кали, женская ипостась Шивы. Кали — богиня-мать и, в то же время, богиня разрушения. Богиня рождения и богиня смерти. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В западной традиции принято воспринимать Кали как кровожадное чудовище, стремящееся лишь убивать, разрушать да уничтожать. Но это поверхностный взгляд на сущность богини. Она олицетворяет собой одновременно разрушительное и созидательное начала. Привнося в наш мир хаос, она также придаёт импульс к его развитию.
Как это всё работает в Матрице с математической точки зрения «Революция» раскрывает в следующем диалоге:
цитата
Пифия: Мы с тобой не можем предвидить последствия нашего Выбора, а он (Архитектор) — последствий самого существования Выбора.
Нео: Почему?
Пифия: Он не в курсе, что значит само понятие «Выбор». Для него варианты Выбора — только в уравнениях. Все переменные должны быть определены. По очереди. Такова его цель: сбаллансировать уравнение.
Нео: Но какова ваша цель?
Пифия: Помешать ему.
Для полноты матричной Тримурти не хватает только Вишну, Верховного Бога индусов, который хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой. Лучше всего на эту роль подходит Рамакандра, который, по его словам, отвечает за переработку на энергетической станции. То есть той самой станции, на которой «мёртвых перерабатывают в питательную смесь и скармливают живым», той самой станции, которая черпает энергию из тел миллионов спящих в капсулах людей для питания машин. Кроме, того именно Рамакандрой звали седьмое воплощение Вишну, а Камалой — одно из воплощений Лакшми, жены Вишну (во как всё запутано!). Но не всё тут так просто! Зная свойственое Трилогии Матрицы (и индуизму тоже) неприятие однозначности, можно утверждать, что воплощений Вишну в ней сразу несколько. И на его роль также идеально подходит... Нео! Судите сами: ведь он является шестым по счёту Избранным, т. е. де факто шестым воплощением Избранного. В пределах Матрицы благодаря своим спецспособностям он уже почти что бог, а вне Матрицы — почти что полубог. А после того, как очнулся из комы, пережив таким образом очередную символическую смерть, его можно считать уже седьмым воплощением Избранного. Ведь в Limbo он поднабрался ещё больше знаний, многое понял и сила его вновь подросла. Есть и другие признаки «вишнустости» Нео, но о них позже.