Поговорим о Технологии Обучения

Закрыто
Аватара пользователя
Незнайка
Старожил
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 10:06

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Незнайка »

Международная школа "Обучение в диалоге".

"Обучение в диалоге. Экстерн",сегодня является
единственной школой Международного Бакалавриата (IBO — The International Baccalaureate offers high quality programmes of international education to a worldwide community of schools) в Санкт-Петербурге.


Изображение

Четыре года работы по методической теме «Прояснение слова и развитие речи» — это немалый срок. У меня есть возможность из 2002 года заглянуть в 1999 год, когда эта работа в школе только начиналась.

Воображение рисует такую картину: черенок розы, посаженный в рыхлую садовую землю; он прижился, пустил новые корни, дал побеги. В год посадки была всего одна веточка, через год — уже три. На четвертый год саженец превратился в мощный куст. Каждый год куст цветет, радуя яркими цветами и ароматом. Так образно можно проследить путь, который прошли школы «Экстерн» и «Обучение в диалоге» по теме «Прояснение слова».

Работа по прояснению слова была подсказана жизнью, практикой обучения. На уроках литературы мы читаем в основном классику. А легко ли ребенку XXI века читать текст, созданный в XIX веке? Возьмем первые семь предложений в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»:


«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга?»

В этом отрывке 82 полнозначных слова. Сколько слов будут непонятны детям? Я насчитала 15: не бранивался, роковой, дабы, оную, притеснение, почитает, извергами, подьячий, станционный смотритель, сущий, 14 класс, чин, токмо, диктатор. Что сделает ребенок, прочитав этот отрывок? Закроет книгу и отложит ее. Задача учителя — помочь ребенку преодолеть эту трудность и показать путь ее преодоления. Это работа с толковым и этимологическим словарем. При работе с данным отрывком необходим будет и исторический комментарий.

Иногда ученику может быть непонятно всего одно слово, из-за которого он не может решить задачу. Своими наблюдениями поделилась со мной Елена Юрьевна Денисова, учитель математики. В учебнике математики для 5 класса дана следующая задача:

В 1747 году царица Елизавета распорядилась выдать М.В. Ломоносову премию в размере 2000 рублей за посвященную ей поздравительную оду. В казне были только медные деньги. Какую массу имели деньги, полученные М.В. Ломоносовым, если масса медных монет, приходящихся на один рубль, составляла около 900 граммов? (Баранова И.В., Борчугва З.Г. Математика. 5 класс. СПб, 1999. С. 74.)

Вместо слов «в казне» ребенок прочитал «в казни» и глубоко задумался над задачей. Учитель заметил слово, которое ученик прочитал неправильно. Оказалось, ученик думал, что речь идет о казни, и не мог понять, причем здесь деньги. Выход прост — взять толковый словарь и прояснить слова «казна» и «ода», а потом решить задачу.

В первые месяцы учителя-предметники делились друг с другом своими сомнениями, опасениями, трудностями. Прояснение слова обсуждали в учительской, в коридоре, в буфете.

- Какие слова прояснять?

- А если детям непонятно 10 слов в тексте?

- Слово многозначное. Нужно ли прояснять все значения?

- Ребята долго думают, когда приводят примеры. У меня ушло 10 минут на уроке!

- Где взять время на уроке для прояснения слов?

Сомнения были, но работа шла. Учителя всех предметов (а не только словесники) приходили на урок с толковыми словарями и предлагали ребятам прояснить непонятное слово.


Результаты появились сразу же. Детям понравилась работа со словарем, в их глазах загорелся интерес. Удивление сменилось радостью оттого, что трудное слово можно понять. Ребята стали спокойнее, увереннее в себе.

Учителя и сами с интересом изучали этимологические словари. Оказалось, что знание этимологии слова может помочь понять его значение. Например, этимология термина вектор — «направленный», термин союз образован от слова «узы». Термины стали легко запоминаться, потому что они стали интересными.

Работа с этимологическими словарями помогла улучшить грамотность. Для примера возьмем слова сверстник и ровесник. Это синонимы, только слово сверстник пишется с буквой «т». Почему? Ответ найдем в «Школьном этимологическом словаре» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой: слово сверстник - производное от слова «съв'Ьрстьный» — «одинаковый по возрасту», того же корня, что и «верста». А ровесник — от «ровесный» - «одинаковый по векам», от той же основы, что «ровный».

Прояснение слова — это ежедневная кропотливая работа. В школе появилась новая должность — консультант по прояснению слов. К нему могли обратиться за помощью и учителя, и ученики. Консультант продолжает проводить тренинги с учителями, проясняя слова.

Как правильно прояснить слово? Для этого существует памятка, состоящая из шести шагов:

1.Найти слово в словаре.

2.Определить, какое значение подходит в данном случае.

3.Прочитать это значение и пересказать своими словами (партнеру).

4.Составить несколько предложений с этим значением (партнер контролирует правильность составления предложений и их количество; слово проясняется до полного понимания).

5.Так же проработать другие значения слова (кроме технических и специальных, если они не употребляются в данном случае).

6.Прояснить происхождение слова, т. е. его этимологию.
Проясняя слово, нужно выполнять все шаги последовательно, ничего не пропуская. Овладев памяткой, работать со словарем становится легко и интересно.

Для успешной работы со словом в школе «Экстерн» были организованы семинары-тренинги, учителя выступали на педсоветах с рассказом о своей работе по прояснению слов на уроках. Для учеников были проведены игры с проясненными словами: «Знакомые незнакомцы», «Узнай меня», «Фантастические истории». Кроме того, велась статистика количества проясненных слов. Итоги работы нашли отражение в трех сборниках «Прояснение слова» за 2000, 2001 и 2002 годы.

Работа по прояснению слов продолжается на внеклассных мероприятиях. В октябре 2002 года учителя-словесники провели Неделю русского языка. Больше всего ребятам запомнился конкурс устных выступлений «Страна фразеология». Каждый из выступающих рассказал о значении определенного фразеологизма или крылатого выражения, о его происхождении, включил случай из жизни.

Традиционным стал конкурс «Лучший личный словарь», который проводится раз в четверть. В декабре все ученики школы участвовали в Неделе надпредметных программ: были проведены игры «В лабиринте алфавита», «Смотри в корень», «Читаем, думаем, творим», ораторские конкурсы.

Готовясь к уроку, мы анализируем учебный материал, предугадывая, какие слова вызовут затруднение. Ученики научились видеть непонятные слова (это умение формируется постепенно) и овладели техникой прояснения слова. Ученик 11 класса, прочитав стихотворение Пушкина «Памятник»; спросил: «А что такое пиит?», и в классе никто не засмеялся. Учитель ответил: «Давай проясним». Почти все присутствующие открыли словари, лежащие на партах, потому что дети приучились работать со словарями. Таким образом удается пробудить интерес к слову, к чтению, обогащается словарный запас ребят, улучшается их устная и письменная речь. Это и есть реализация федеральной программы «Русский язык» на практике.


О.А. Шалыгина — учитель русского языка и литературы, руководитель программы «Прояснение слова»

http://shod.ru/alphabet
Почему люди сначала прячут вещи а потом их ищут?

Изображение
Аватара пользователя
Незнайка
Старожил
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 10:06

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Незнайка »

Научиться учиться и научиться жить

Изображение

"Вот, прочти эту книгу," - сказал Бенджамин Акилов своему любознательному брату.

В 2004 году Бенджамин только начал изучать Саентологию и использовать изученные инструменты в семейном бизнесе - многопрофильной компании по производству оборудования, которой он управлял вместе со своим братом Ициком.

Простая книга со множеством картинок в твердом переплете, которую Бенджамин дал Ицику, называлась "Учись учиться." В ней было описано применение в светской жизни открытий в области обучения, сделанных основателем Саентологии Л. Роном Хаббардом.

"Это книга для маленьких детей, но никак не для меня," - Ицик вспоминает, как он оскорбился в ответ на предложение брата.

Затем он все же прочел эту книгу и понял, что это была не просто "книжка для детей." В ней в простой форме была дана информация, которая была действительно нужна ему: никогда прежде он не учился тому, как учиться.

В книге "Учись учиться" рассказывается о трех главных барьерах в обучении: непонятые слова, отсутствие физической массы наряду с текстом и переход на следующий уровень в процессе обучения при том, что на предшествующем шаге осталось что-то непонятое.

Ицик всю свою жизнь провел в поисках истины, но ничто из того, что он нашел, ему не подходило ни в духовном, ни в философском плане. Он продолжал спрашивать себя и искать в различных учениях ответ на вопрос: "Что такое жизнь на самом деле?" И ничто из того, что он когда-либо прочитал, не оправдало себя так быстро, как эта технология обучения. И тогда ему стало интересно, что еще ее автор может ему предложить.

Он решил воспользоваться предложением Бенджамина посетить саентологический центр в Тель-Авиве. "Вот так я начал заниматься Саентологией," - говорит он.

Ицик, которому сейчас 40 лет, двигался вперед, проходя курсы и получая саентологические духовные консультации. Он все лучше понимал, что происходит вокруг него. Узнав, как учиться, он чувствовал, что теперь он учится знать.

"Я начал понимать, - говорит он. - И в частности, я понял, что все ответы есть во мне. Я понял, что со мной происходит, почему другие поступают так, как они поступают, и что такое жизнь. И жизнь становится все лучше."



Ицик Акилов

http://smi2.ru/churchofscientology/c524412/
Почему люди сначала прячут вещи а потом их ищут?

Изображение
Аватара пользователя
Незнайка
Старожил
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 10:06

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Незнайка »

Почему люди сначала прячут вещи а потом их ищут?

Изображение
Аватара пользователя
Незнайка
Старожил
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 10:06

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Незнайка »

Изображение
Почему люди сначала прячут вещи а потом их ищут?

Изображение
Аватара пользователя
Нэо
Избранный
Сообщения: 4477
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 02:24
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Нэо »

Ну ты даёшь, Незнайка!
Наверное уже всё знаешь про эту технологию?
Моё второе имя "ТИГР"
http://www.theta.su/forum/listcat.html
Аватара пользователя
Незнайка
Старожил
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 10:06

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Незнайка »

Нэо

Не все, конечно. Основы.
Ключ к жизни вот еще совершенно неизвестный для меня курс.

Кроме этого остается замешательство в отношении палстилиновой массы.
Но я пока не приступал серьезно к демонтажу замешательства.

Поэтому тебя тоже попрошу меня не торопить.
Иначе я толком ничего с этой массой не проясню.
Почему люди сначала прячут вещи а потом их ищут?

Изображение
Аватара пользователя
Нэо
Избранный
Сообщения: 4477
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 02:24
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Нэо »

ОК. БСМ тебе в помощь!
Моё второе имя "ТИГР"
http://www.theta.su/forum/listcat.html
Аватара пользователя
Незнайка
Старожил
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 10:06

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Незнайка »

Изображение

:son-ce:
Почему люди сначала прячут вещи а потом их ищут?

Изображение
Аватара пользователя
Нэо
Избранный
Сообщения: 4477
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 02:24
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение Нэо »

Спасибо за демонстрацию в МАССЕ того, что я имел в виду.
Моё второе имя "ТИГР"
http://www.theta.su/forum/listcat.html
Аватара пользователя
DarkFox
Старейшина
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 03 ноя 2010, 23:25

Re: Поговорим о Технологии Обучения

Сообщение DarkFox »

:co_ol: )) Неплохо бы тэтный материал этой ветки сюда скопировать: http://www.saentologi.ru/forum/viewforum.php?f=1
Закрыто